Кабинеты психолога в аренду в Москве на Таганке   Москва, Большой Дровяной пер., 20с2  
+7 (495) 912-11-08 (ц2)  
Кабинеты психолога в аренду на Таганке WhatsApp: +7 (965) 304-39-03  

Кабинеты психолога в аренду на Таганке   Кабинеты психолога в аренду на Таганке  
О центрах  |   Услуги  |   Кабинеты и цены  |   Расписание  |   Карта  |   Правила  |   Команда  |   Библиотека
О названии нашего центра

  § Эдипов комплекс
  § Комплекс Электры
  § Миф об Эдипе
  § Миф об Электре

Эдип и Электра – герои древнегреческих мифов, царские дети с грустной и непростой судьбой. Отцы-основатели психологии Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг использовали этих героев в качестве символов для описания базовых психологических комплексов, формирующихся в детстве и оказывающих важнейшее влияние на дальнейшее взросление, сепарацию с родителями, формирование отношений и сексуальную жизнь. Адекватное проживание и переработка комплексов Эдипа и Электры становится базовым условием для полноценной взрослой жизни и психологического здоровья.

Эдипов комплекс

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, ввел в употребление термин «Эдипов комплекс» - комплекс детских переживаний, состоящий из влечения мальчика к матери с ревностью и недоброжелательством по отношению к отцу, развивающимся в этой связи.

Разрабатывая учение о неврозах, Фрейд пришел к выводу о наличии сильных сексуальных мотивов в их этимологии. Обращаясь за подтверждением своей гипотезы к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории, Фрейд особое внимание уделил древнегреческому мифу о царе Эдипе (ссылка на страницу Миф об Эдипе)

Подобные легенды распространены у многих народов. Кара, постигшая Эдипа, отражает социальный запрет на брачные отношения между прямыми родственниками (инцест). Корни этого запрета уходят в глубокую древность, когда нашими предками было отмечено, что дети, рожденные в результате таких отношений, более слабые и менее жизнеспособные (потому что чаще страдают наследственными заболеваниями, так как выше вероятность объединения рецессивных генов). Замечено было даже, что наиболее здоровые дети рождаются тогда, когда супруги принадлежат к разным племенам.

В этих мифологических сюжетах Фрейд усмотрел не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и подтверждение идеи о существовании тех сексуальных комплексов, которые якобы с детства заложены в человеке.

Эдипов комплекс, являясь одним из базовых образований, определяет далее специфику сексуальной жизни человека, особенности его склонностей, странностей, вкусов и привычек. Преформации этого комплекса лежат и в основе неврозов и невротических реакций человека. Во взрослой жизни человека комплекс Эдипа вытесняется в сферу бессознательного, является универсальным для мужчин и определяет многие аспекты их сексуальности и невротизма.

Подобно мифу об Эдипе, был найден женский прототип комплекса Эдипа - древнегреческий миф об Электре (ссылка на страницу Миф об Электре). Соответственно, практически у всех девочек и женщин формируется так называемый «комплекс Электры».

Комплекс Электры: синдром покинутой девочки

Термин «комплекс Электры» придумал Карл Густав Юнг. В книге «Теория психоанализа» (1913) он предложил использовать его для того, чтобы описать эдипальную стадию развития у девочек – стадию, в которой 3-6-летняя дочь «развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери».

«Папина любимица», потерявшая отца, не просто переживает тяжелую личную травму. Она попадает в тесную ловушку архетипической модели поведения, которая может повлиять на всю ее дальнейшую жизнь. В ком сегодня можно узнать античную Электру и как освободиться от власти мифа? Девушка, которая в раннем возрасте потеряла отца и долгие годы невольно его идеализирует. Дочь, которая продолжает бунтовать против матери даже после того, как юность закончилась. Девочка-подросток, которую мечты о мальчиках привлекают больше, чем реальные отношения. Женщина, которая никак не может реализовать себя в профессии…

Многие из тех девушек и женщин, которым близки подобные стили поведения, проживают в своей жизни миф об Электре (ссылка на страницу Миф об Электре) – утверждает юнгианский психолог Нэнси Катер, автор исследования «Комплекс Электры в психологии женщины». Какие же архетипические ситуации, узнаваемые в современных семьях, описывает этот миф?

Психологический инцест с отцом

У преданий об Электре есть разные интерпретации – прежде всего, трагедии Эсхила, Еврипида и Сенеки. Суть конфликта можно представить таким образом: сначала Клитемнестра – мать Электры и Ореста – в союзе со своим любовником Эгисфом убивает Агамемнона, своего мужа. Проходят годы, Орест и Электра вырастают и принимают решение отомстить за отца: Орест, руководимый сестрой, убивает мать и Эгисфа.

Вглядываясь в эту историю пристальнее, обратим внимание на историю девочки, которая остро переживает потерю любимого отца.

Примерно до шести лет Электра жила как принцесса во дворце в Микенах со своим отцом Агамемноном, могущественным царем. Она росла «папиной дочкой», любимицей. Можно предположить, что маленькая Электра уже тогда боготворила отца. Позже, во время десятилетнего отсутствия отца, который отправился на Троянскую войну, ее стремление к идеализации усиливается. А смерть Агамемнона от руки Клитемнестры заставляет Электру навсегда зафиксировать идеальный образ мужественного, любящего, защищающего отца – образ, который уже не может быть скорректирован в реальности.

«Если сначала позитивная фантазия об отце помогает женщине, даря ей чувство надежды, – объясняет Нэнси Катер, – то со временем она становится деструктивной, потому что не дает ей жить дальше своей жизнью. Женщина живет лишь в своем воображении, не имея реальных отношений. Энергии для того, чтобы следовать собственной судьбе, у нее не остается».

Нарушенный образ матери

«Комплекс Электры» – это именно комплекс чувств, внутренних конфликтов и переживаний, не сводимых только к идеализации отца. Другая его грань – нарушенные отношения со своим телом и собственной сексуальностью, причина чему – в сложных отношениях Электры с ее властной матерью, Клитемнестрой. Мать не разделяет горя дочери, потерявшей отца, более того, она всеми способами обесценивает ее потерю.

«Клитемнестра объединяет в себе негативные аспекты материнского архетипа у Электры, – рассказывает Нэнси Катер. – Поглощающая мать не дает дочери расти, развиваться личностно или переживать радость, творчество, свободу. В более глобальном плане она отрицает уникальность и индивидуальность дочери». Особенно важно то, что негативный материнский образ нарушает связь Электры со своим женским «Я», со своей сексуальностью.

Портрет современной Электры

Портрет Электры с точки зрения Нэнси Катер выглядит следующим образом. Эта женщина психологически застряла в юношестве из-за своих неразрешенных отношений с отцом. Она продолжает горевать о нем много лет спустя и не может найти свое место во внешнем мире. Она идентифицирует себя с ролью жертвы, обвиняя мать во всех своих проблемах. Она проецирует свою силу на мужчин (прежде всего, на своего отца и брата, Ореста) и неспособна действовать: она просто ждет, когда брат придет и спасет ее. В то же время она бессознательно имеет завышенное мнение о себе как о принцессе.

Легенада об Электре
Миф об Электре проживают сегодня множество женщин и девушек. Потеря отца – речь не только о смерти, но об уходе отца, разводе, – нередкое явление в нашем мире. Оно становится травмой – как для матери, так и для дочери. Мать, которая не может справиться с утратой (злится на бывшего супруга, винит его или подавляет любовь к нему), с трудом вынесет поведение дочери, которая продолжает демонстрировать свою любовь к отцу. В результате мать становится закрытой к ее чувствам. Их взаимное непонимание усиливает новый брак матери (который дочь может воспринять как предательство по отношению к отцу и к ней).

Чувствуя себя в изоляции, девочка может уйти в мир фантазий, населенный героическими мужскими фигурами. Она будет мечтать о том, что однажды один из этих героев, похожий на отца, придет и спасет ее от жизни с матерью. В дальнейшем такие психологически инцестуозные отношения с идеальным отцом могут осложнить ее сексуальные отношения с мужчинами. Повзрослев, современная Электра также может переживать сложности в поиске собственного профессионального пути. И не только из-за депрессии и нежелания действовать. Если ее властная мать успешна в карьере, дочь может отказаться от реализации себя в профессии, чтобы избежать сравнения с матерью.

Найти свой выход

Молодые женщины, которые узнают себя в этой истории, не должны быть пойманы в ловушку мифа – настаивает Нэнси Катер. Она формулирует задачи, решение которых поможет выйти за пределы мифа и стать свободнее. Вот некоторые из них:
• Проститься с отцом. Для того чтобы завершить процесс горевания, современная Электра должна войти в контакт со своим гневом на отца за то, что он бросил ее. Гнев играет важную роль в процессе горевания, и отказ признать его лишь продлевает этот процесс. Как только она сможет открыто выразить чувства гнева и брошенности, которые подавлены идеализированным образом отца, она будет способна принять свою потерю и идти дальше.
• Отделить реального отца от идеального образа. Электра может узнать о теневых, негативных чертах своего отца после его ухода от родственников, друзей семьи или других людей. Однако существует вероятность, что она все равно будет привязана к идеализированному образу своего отца. Поэтому современная Электра может отработать данный вопрос косвенным образом через свои последующие отношения с мужчинами.
• Восстановить отношения со своим Анимусом. Свой Анимус (мужскую часть женской психики) женщины-Электры проецируют на мужчин. Важно определить, какие это черты (например, способность ставить цели, принимать решения, совершать поступки), и развить их в себе самой. Как только эти проекции будут возвращены, психическая энергия высвободится, и женщина сможет стать более сильной, ответственной, готовой искать свой путь в жизни.
• Открыть в себе женственность. Современной Электре предстоит пересмотреть свои отношения с матерью, признать, что они с ней во многом похожи друг на друга, попытаться увидеть в ней позитивные черты и восстановить связь. Что делать, если отношения разрушены безвозвратно? К счастью, архетип позитивной матери существует внутри нашей психики. Женщина-Электра может восстановить с ним связь различными путями. Фигуры позитивной матери могут появиться в ее снах, она может также взаимодействовать с ним через свои отношения с другими женщинами – учителями и друзьями.

Нэнси Катер убеждена: узнавание мифа позволяет нам не только глубже понять собственные переживания, но и сделать первые шаги к освобождению от его бессознательной силы. Книга юнгианского психолога Нэнси Катер «Комплекс Электры в психологии женщины» вышла в издательстве Ленанд в 2014 году.

Миф об Эдипе

Долгое время боги не даровали ребенка греческому царю Фив - Лаю, и как повествует миф об Эдипе, он решил обратиться к Дельфийской пифии, чтобы та открыла ему судьбу. Царь узнал, что желание его исполнится – у его будет сын, но при этом сбудется и проклятие Пелопса, и ему суждено погибнуть от руки сына.

Лай погрузился в раздумья. Он никак не мог придумать, как избежать зловещего рока. В конце концов, он принял решение убить ребенка, как только тот родится. Вскоре малыш появился на свет. Отец приказал проколоть ему сухожилия у лодыжек и на горе Киферон оставить на съедение диким зверям. Младенец по приказу правителя был брошен в горах со скованными суставами ног. Там его нашел пастух из Коринфа и, пожалев, отнес своему бездетному царю Полибу. За ноги, которые распухли от ран, Полиб назвал найденыша Эдипом (пухлоногим).

Легенада об Эдипе
Легенада об Эдипе Когда Эдип вырос, один из друзей назвал его подкидышем. Это поразило молодого человека и, так и не узнав от своих родителей правды, он направился в Дельфы узнать свою тайну. Пифия – оракул Аполлона предсказала царевичу, что он убьет своего отца, женится на матери, и дети его будут прокляты.

Считая Полиба и его жену Меропу своими настоящими родителями, Эдип отправился странствовать. Но миф об Эдипе лишний раз подтверждает, что от судьбы не уйдешь. У подножья Парнаса он повстречался со своим настоящим отцом и, повздорив с его возницей, нечаянно убил Лая посохом.

Затем юноша направился к столице Беотии, в город Фивы. Ему удалось разгадать загадку Сфинкса – чудовища, терроризировавшего местное население, и монстр в отчаянии бросился со скал в море. Жители города объявили Эдипа царем. Не зная, что Иокаста его родная мать, он женился на ней, и та родила ему двух сыновей и двух дочерей.

Двадцать лет царствовал Эдип, но однажды в городе вспыхнула язва, и одновременно с этим начался голод. Горожане пришли к Эдипу в надежде, что он их защитит. Царь обратился за советом к Дельфийскому оракулу. Оказалось, что нужно прогнать из города убийцу Лая. Но как его найти? С этим вопросом Эдип обратился к слепому прорицателю Тиресию.

Легенада об Эдипе
Легенада об Эдипе Царь пришел в ужас, когда узнал, что он убийца своего отца, муж собственной матери и брат своим детям. Не выдержав такого удара, Иокаста повесилась. Эдип в отчаянии сорвал пряжку с ее одежды и выколол свои глаза. Опасаясь гнева богов, жители потребовали изгнания царя. Так заканчивается миф об Эдипе - несчастный царь покинул город, и после долгих скитаний умер в пригороде Афин.


Миф об Электре

Электра и Орест были детьми царской четы – Агамемнона и Клитемнестры. Клитемнестра в союзе со своим любовником Эгисфом организовала заговор против своего мужа и убила его. Прошло много лет со дня гибели Агамемнона. Однажды к его могиле, находившейся у самого дворца, подошли двое юношей в одеждах странников. Один из них, на вид лет восемнадцати, был опоясан мечом, другой же, немного постарше, держал в руке два копья. Младший из юношей подошел к могиле, срезал прядь волос с головы и положил ее на могилу. Это был сын Агамемнона Орест, спасенный в день гибели Агамемнона своей няней и воспитанный вдали от родины царем Фокиды Строфием. С ним был его друг, сын Строфия Пилад. Только что Орест принес свою жертву отцу, как в дверях дворца показались рабыни в черных одеждах. Они шли к могиле Агамемнона. Среди них была и дочь убитого царя Электра. Легенада об Электре
Легенада об Электре Она была одета, как и все рабыни, в черную одежду, волосы ее были обрезаны, ничем не отличалась дочь царя от остальных рабынь. Орест и Пилад поспешно спрятались у могилы и стали смотреть, что будут делать рабыни. Они же, подойдя к могиле, подняли громкий плач и трижды обошли вокруг могилы. Рабынь послала Клитемнестра, так как ночью видела она зловещий сон и боялась, что разгневается на нее душа Агамемнона. Рабыни должны были ее умилостивить. Но они ненавидели Клитемнестру за убийство Агамемнона и за то, что она притесняла их. А притесняла их Клитемнестра потому что все они были пленными троянками и, глядя на них, вспоминала она убитого мужа.
Вместо того чтобы молить тень Агамемнона смилостивиться, Электра, по совету рабынь, стала призывать мщение богов на главу Клитемнестры. Да иначе она не могла поступить. Всеми силами души ненавидела Электра свою мать-убийцу.

Когда совершена была жертва и рабыни собрались уже уходить, Электра вдруг увидала на могиле прядь волос. По сходству их со своими волосами сразу догадалась она, что это волосы Ореста.
Легенада об Электре
Легенада об Электре Подняла она прядь волос и задумалась: почему не пришел сам Орест; зачем прислал он лишь прядь своих волос? Тут тихо приблизился к сестре Орест и окликнул ее. Электра не узнала сразу Ореста, ведь она видала его только малолетним ребенком. Но Орест показал сестре одежду, вытканную ею для него. Обрадовалась Электра. Орест рассказал ей, что пришел сюда по воле бога Аполлона, который в Дельфах приказал ему отомстить матери и Эгисфу за смерть отца. Безумием грозил Оресту Аполлон, если не исполнит он его веления. Просил сестру Орест быть осторожнее и никому не говорить, что прибыл он в родной город.

Когда Электра удалилась во дворец, через некоторое время постучали в ворота и Орест с Пиладом; они сказали вышедшему к ним слуге, что им нужно видеть Клитемнестру, чтобы сообщить ей важное известие, Слуга вызвал ее из дворца, и Орест сказал ей, что царь Фокиды просил его передать ей, что умер Орест, и царь не знает, как быть ему с его телом. Обрадовалась этому известию Клитемнестра: теперь умер тот, кто мог мстить ей за убийство мужа. Известила Клитемнестра и бывшего в городе Эгисфа о смерти Ореста, и он поспешил скорее во дворец, не взяв с собой даже своих воинов, всюду охранявших его.

На верную гибель спешил Эгисф. Лишь только вступил он во дворец, как пал, пронзенный мечом Ореста. В ужасе бросился к Клитемнестре один из рабов и стал звать ее на помощь. Поняла она, что ждет ее расплата за злодеяние.

Вдруг вошел к ней с окровавленным мечом Орест. Упав к ногам Ореста, Клитемнестра стала молить пощадить ее - ведь она же его мать, вскормившая его своей грудью. Не мог пощадить Орест матери, он должен был исполнить волю Аполлона. Схватил он мать за руку и вовлек туда, где лежал труп Эгисфа, и там убил ее. Так отомстил Орест за отца.

В ужасе стал собираться народ у дверей дворца, узнав о гибели Клитемнестры и Эгисфа.

Легенада об Электре
Ни в ком из граждан не пробудилось и капли жалости к ненавистному всеми тирану Эгисфу и коварной Клитемнестре. Открылись двери дворца, и увидали все окровавленные трупы Эгисфа и Клитемнестры, а над ними стоял Орест. Чувствовал себя правым Орест, совершив это убийство: ведь он исполнял волю Аполлона, мстя за смерть отца. Но вдруг перед Орестом появились неумолимые богини мщения Эринии. Вокруг их голов извивались ядовитые змеи, очи их сверкали страшным гневом. Затрепетал Орест при виде их. Он чувствовал, как понемногу омрачается его рассудок. Покинул он дворец и, гонимый Эриниями, пошел к святилищу Аполлона в Дельфах надеясь, что защитит его бог, волю которого он исполнил.

     Яндекс.Метрика